Юрий Богомолов - "Закон
& порядок". Американский сериал русской
сборки
На сериальном фронте до недавнего времени
все оставалось без перемен. В том смысле, что ярких
событий в этом сезоне пока не наблюдалось. Не считать
же таковыми лакокрасочные изделия - «Тихий Дон»
и «Ленинград», не говоря уже о легионе безликих
криминальных сериалов. Не от хорошей жизни каналы
тасуют в эфире колоду былых удач: «Каменскую», «Улицы
разбитых фонарей», «Тайны следствия». Потому на
общем безрыбье как не заметить только что стартовавший
эфире телеканала НТВ американский сериал «Закон
и порядок».
Это очень известное во всем мире телесочинение,
показанное в 180 странах мира. Мы будем 181-выми.
Другое дело: нам показывают, не совсем то, что было
произведено в Штатах. Нам показывают машину русской
сборки, сделанную по голливудским лекалам.
НТВ приобрело не сериал, а его формат, на основе
которого студия-производитель «2В» создало российскую
версию «Закона & порядка» с русскими актерами
и российскими реалиями. К слову сказать, так сделали
телекомпании многих других стран. Да и нам не впервой
заниматься «тотальным дубляжом» иностранных картин.
Был уже опыт переделки заграничных сериалов на
российский манер. Российскими режиссерами с российскими
актерами. В том числе и сверх успешный опыт - например,
"Моя
прекрасная няня" и "Не
родись красивой". Но то были «ситком»
и «драмеди» - жанры специфические. Там, если не
переведешь импортное развлечение на язык родных
осин - и не посмеешься в охотку, и не поплачешь
в удовольствие. Ситком (как и драмеди) - жанр предельно
условный. Одну условность меняешь на другую и вперед;
знаки взаимозаменяемы.
Детективно-уголовный «экшен» - иная статья, другая
стать. Здесь желательно увидеть динамичное действо
в оригинале.
С другой стороны, чего так чиниться? Американские
подвижники на ниве сериального производства - не
Шекспиры, не Апдайки и не Фолкнеры, которых мы тоже
по большей части не в подлиннике читаем.
Если читаем...
В случае с американским сериалом есть одна тонкость.
Или скажем так: особенность. «Закон и порядок» из
тех детективов, что претендуют на безусловное жизнеподобие.
Хотя бы в той же степени, в какой на него претендуют
«Улицы разбитых фонарей».
Предположим на минуточку, что американские телевизионщики
купли бы формат «Улиц» с тем, чтобы его перевести
на язык своих осин.
Чтобы они перво-наперво сделали? Я думаю, приодели
бы наших ментов. Чтобы они в гражданском одеянии
выглядели бы пореспектабельнее - костюм, белая рубашка,
галстук... Куртки на молниях выкинули бы в помойку
с той же решительной брезгливостью, с какой это
делают ведущие программы «Снимите это немедленно».
Вместо них предложили бы им неброского цвета модное
пальто со стоячим воротником. Затем, отправили бы
на переплавку милицейские уазики и пересадили бы
наших сотрудников на более презентабельный транспорт.
И непременно сделали бы евроремонт в служебных помещениях.
Может быть, сломали бы перегородки между кабинетами-пеналами,
превратив их в просторную комнату, в которой бы
планировались розыскные операции. Переоборудовали
бы комнату для допросов. Сдали бы бутылки из под
пива и водки. Обновили бы компьютерную технику.
И т.д. Может быть, в таком обрамлении американский
зритель и сумел бы что-то понять в специфике функционирования
нашей правоохранительной системы.
Обстановка, антураж и прочие приметы ментовской
реальности в сериале «Закон и порядок» - это наша
милиция после основательной санации кадров и добросовестного
евроремонта.
Правда, я представляю, как ко мне стучатся в дверь
два чисто выбритых господина, хорошо одетые, и говорят
в щелку: «Откройте. Мы из милиции». Не уверен, чтобы
я им широко открыл дверь.
Да и характер иных преступлений в сериале не очень
вяжется с российской ментальностью. Какой-то сексуальный
маньяк переодевается в гаишную форму, тормозит женщин
за рулем и насилует их с использованием презерватива,
который затем со всем содержимым забирает с собой.
Впрочем, такого сорта подробности принимаешь как
условности. В конце концов, фишка американского
сериала не в самом преступлении. И не так интересны
по-человечески сами копы. Интересна технология,
механика производственного процесса. В них доминирует
сама магия профессионализма.
От того сериал имеет разветвления. Одна ветвь:
«Закон и порядок: отдел оперативных расследований».
Другая: «Закон и порядок: преступный умысел». И
там, и там сотрудникам органов приходится иметь
дело с трупами, но ставших трупами по разным причинам.
Отдел оперативных расследований специализируется
на преступлениях с сексуальной подоплекой, а подразделение,
разбирающееся в преступном умысле, занимается особенно
запутанными мошенническими делами.
Вот такое разделение труда копов нам, россиянам,
трудно ухватить. Нам трудно уловить, в чем разница
между следователями прокуратуры и операми убойного
отдела милиции, а тут такая тонина.
Но и это ладно. Скажем себе, что изнасилование
- это одно преступление, преступный умысел - другое.
И, стало быть, нужны разные команды детективов.
И, следовательно, надобны разные сериалы.
Примем как должное и эту условность.
Но, что более всего затрудняет контакт российского
зрителя с действующими лицами в обеих командах,
так это отсутствие ярко выраженных характерных персонажей.
В каждой команде есть по миловидной молодой женщине;
в первой - брюнетка, во второй - блондинка. Они,
конечно, скрашивают «картинку». Но в обоих случаях
нет и намека на романтические отношения. Или тем
более на матримониальные осложнения.
Тем паче, нет душеспасительных бесед меж сотрудниками,
дружб семьями. Нет всего того, что есть в избытке
в российских сериалах об отечественных героях сыскного
дела. Будь то «Улицы разбитых фонарей», «Каменская»,
«Тайны следствия».
Начать с того, что у наших правоохранительных органов,
по версии ТВ, преимущественно женское лицо.
Наши милицейские богини - все хорошенькие. Хоть
на конкурс красоты их посылай. Не то, что западные
- старушка Марпл, писательница в летах Флетчер.
Да и детектив Лилли Раш, хотя и молода и статью
не подвела, но уж больно сурова и суха.
В феминизации сугубо мужской работы существенна
перемена мест слагаемых. То все "шерше ля фам",
да "шерше ля фам", а тут собственно сама
ля фам "шершеит" и шерстит преступников.
Этот тренд восходит к сериалу советской выделки
"Следствие ведут знатоки". Но там Зиночка
Кибрит была на "подсобке" - служила скромным
экспертом-криминалистом. Ну, и еще -украшением чисто
мужского коллектива. А уже в наше время аналитик
Настя Каменская - в главных персонажах. Она - мозг
расследования. А мужчины-оперативники - всего лишь
ее руки и ноги, ее слуги, включая ее непосредственных
начальников и мужа-неоперативника.
Настя - воплощенная интуиция и олицетворенный рассудок.
В каждом сюжете выстраивается конструкция, удовлетворяющая
склонность этой девушки к профессиональному нарциссизму.
Детективные коллизии могут меняться, но всякий раз
новый эпизод отвечает на вопрос, висящий в воздухе:
"Всех ли умнее на свете Настя Каменская?".
А заодно: "Всех ли, милее, белее, женственнее
и т. д.".
Следом за Каменской явилась не менее женственная
Маша Швецова ("Тайны следствия"). Но тут
уже другая "песня". Тут не на грош романтики
следственной работы - сплошной быт.
У хорошенькой следовательницы то зуб ноет, то ребенок
кашляет, то сама беременеет и т.д. И все это между
посещением морга, приготовлением супа, совещанием
с высоким начальством и проницательными догадками
о заказчиках и исполнителях очередной "мокрухи".
Наконец, устраивается ее личная жизнь; ее успехи
на профессиональном поприще несомненны. Перед ней
крутая карьерная лестница, к ее услугам скоростной
карьерный лифт. Проблема только в том, что едва
Мария Швецова поднимется на две ступеньки, как тут
и сериалу конец.
Довершает эту тенденцию и, наверное, завершает
ее недавно прошедший сериал «Ваша честь». Он посвящен
судейским работникам. Опять же образцовая фемида
- женщина. Влюбленная женщина. Одна незадача - в
прокурора. Когда служебные романы возникают и проистекают
под крышей статистического учреждения, как то случилось
в фильме Рязанова, это не страшно. Когда же нечто
подобное происходит в стенах того здания, в коем
состязаются юридические противники, то это - беда.
...Следить за тем, что происходит на рынке детективных
зрелищ, довольно любопытно. И не только потому,
что по изменениям на нем мы получаем возможность
судить о тех или иных процессах в стране.
Получаем и нечто другое. Анализируя это, или просто
озирая это, мы можем судить о настроениях в обществе,
о его ожиданиях, о его склонностях. Мы видим, что
после чисто криминальных зрелищ вроде «Бандитского
Петербурга», «Бригада» занял свое почетное место
женский детектив с женщиной-детективом во главе.
Значит, это кому-то надо было...
Хотя конечно, дамы, снедаемые, терзаемые, обуреваемые
тайнами следствия, - это уже игра в жанр, наподобие
кроссвордной или ребусной забав, милых сказок и
побасенок.
Между прочим, нет ничего правдивее сказок и побасенок.
Не в смысле их достоверности, но в смысле наших
ожиданий и массовых чаяний перед лицом, возможно,
отчаяния.
Именно с этой точки зрения особенно интересно будет
посмотреть, насколько приживется в нашем эфире русифицированная
версия американского сериала «Закон & порядок».
Рейтинги первых серий довольно приличные - около
10% при доле 19%. Надо оговориться - по Москве.
|